ЗдоровьеПсихология

Танцы, игра на гитаре или, может быть, китайский язык? Как изучение нового влияет на наш мозг?

В контексте нынешней пандемии и социальной изоляции, которая продолжается уже несколько недель (и пока нет никаких признаков ее окончания), наиболее часто упоминаются негативные последствия ситуации, которые многие из нас, вероятно, уже ощущают. Мы говорим о последствиях для нашей психики, нашей рабочей ситуации и наших финансов. Однако, с другой стороны, это время вынужденной изоляции может стать уникальной возможностью лучше узнать себя, развить новые увлечения или научиться тому, на что до сих пор не хватало времени. 

Она не только делает нас счастливыми, но и замедляет процесс старения организма, стимулирует мозг к созданию новых нейронных связей и даже предотвращает возникновение некоторых серьезных заболеваний, таких как болезнь Паркинсона и Альцгеймера. Изучение нового в любом возрасте оказывает исключительно благоприятное воздействие как на психическое, так и на физическое здоровье. Интересно, что до недавнего времени общепринятой была теория о том, что люди рождаются с определенным количеством нервных клеток в мозге, которое с возрастом может только угасать, поэтому способность к обучению должна снижаться. Однако исследование, проведенное в Университете Британской Колумбии в Канаде, показало обратное. Это связано с тем, что, как показали исследования, человеческий мозг чрезвычайно податлив и формирует новые нейронные связи на протяжении всей жизни — изучение новых вещей, в свою очередь, чрезвычайно полезно для этого. В результате люди, пострадавшие в серьезных авариях или с врожденными повреждениями мозга, при правильной реабилитации могут вернуться к своему состоянию до аварии или даже развить новые навыки.

Для нашего благополучия также очень важно учиться новому, будь то изучение нового языка, игра на инструменте или даже просмотр документальных программ, обогащающих знаниями. Это происходит потому, что наш мозг оснащен структурой под названием вентральное тегментальное поле, которое активизируется всякий раз, когда на него действуют новые, незнакомые стимулы. В то же время мозг выделяет дофамин, который обычно называют гормоном счастья и любви. Таким образом, благодаря химическому составу нашего мозга изучение новых вещей вызывает у нас чувство радости и удовлетворения, поэтому мы возвращаемся к обучению даже тем видам деятельности, которые поначалу кажутся нам чрезвычайно трудными.

В контексте эффективного запоминания вновь полученной информации, однако, важен другой момент — информация, поступающая в наш мозг, должна быть в интересной форме, которая в достаточной степени стимулирует наши нейроны. Чем сильнее сигнал, посылаемый от одного нейрона к другому, тем сильнее ответная реакция. Это создает прочную связь в мозгу, и мы запоминаем информацию соответствующим образом. Слабая связь между нейронами рано или поздно разрывается мозгом, который, говоря разговорным языком, понимает, что от нее больше нет пользы. Поэтому гораздо легче запомнить информацию, переданную в игровой форме, чрезвычайно травмирующие или эмоциональные события, скорее всего, останутся в памяти на всю жизнь, а занятие или язык, которые нас увлекают, скорее всего, будут выучены гораздо быстрее, чем то, что было задано нам случайно.

Изучение нового может быть эффективным и оказывать благотворное влияние на нас независимо от возраста и обстоятельств. Однако есть несколько вещей, которые мы можем сделать, чтобы сделать его более эффективным. Ведь для нормального функционирования нашему мозгу необходимо как минимум достаточное количество сна. Аналогичным образом, физическая активность стимулирует мозг к более эффективной работе. Стимуляция сердечного ритма — системы кровообращения — вызывает в 2-3 раза больше новых нейронов в мозге. Усиление кровообращения также улучшает питание и насыщение кислородом клеток мозга. Учебный материал, будь то изучение нового языка, географии или гитары, также стоит разбить на части. Это связано с тем, что ежедневные 20-минутные занятия гораздо эффективнее, чем многочасовые занятия одним видом деятельности.

Кнопка «Наверх»