ЗдоровьеПсихология

Ранние признаки расстройств аутистического спектра и нормальное развитие ребенка. Что является нормальным, а что должно настораживать?

Каждый ребенок развивается в индивидуальном темпе. В то же время очень часто поведение ребенка — независимо от его возраста — вызывает у родителей беспокойство. Бывает, что трудное и неприятное поведение ребенка — это нормальная, хотя и непростая, часть развития.

Данный текст не является заменой профессиональной медицинской консультации. Обратите внимание, что даже если у вашего ребенка есть симптомы, описанные ниже, это не означает, что у него расстройство аутистического спектра. Симптомы могут быть вызваны другими трудностями или даже соматическим заболеванием вашего ребенка. Самое главное — обратиться к специалисту, лучше всего к психиатру или детскому психологу. Какой бы диагноз ни был поставлен, время здесь играет решающую роль. Ребенок, получивший поддержку в развитии в раннем возрасте, имеет шанс функционировать гораздо лучше и быть успешным на более поздних этапах жизни.

Без улыбки

Это правда, что отсутствие улыбки — один из самых ранних симптомов аутизма. Так называемая социальная улыбка, то есть улыбка, которую может увидеть другой человек (дети улыбаются с рождения, но первые улыбки принимают форму гримасы, которую невозможно отличить от других), должна появиться уже в возрасте около четырех недель. Его отсутствие может быть связано или не связано с расстройствами аутистического спектра. Ребенок может не уметь улыбаться, в частности, из-за неврологических нарушений в области лица, проблем со зрением или слухом. Поэтому ваши первые шаги с ребенком в такой ситуации должны быть направлены к лечащему педиатру или детскому неврологу.

Другие симптомы, которые должны побудить родителей подросшего ребенка обратиться к врачу или детскому психологу, включают в себя обедненную мимику лица (ребенок редко принимает мимику, выражающую эмоции) и малое количество или скудность жестов (например, ребенок не машет папа или не указывает рукой на интересующие его предметы).

Развитие речи — это очень индивидуальный вопрос. Есть дети в возрасте полутора лет, которые уже говорят полными предложениями. Есть также четырехлетние дети, которые говорят бегло, но все еще нечетко или неграмматично. Однако самое главное — выражает ли ребенок желание общаться с окружающим миром и особенно с воспитателями? Если он не может назвать что-то, пытается ли он показать это? Понимает ли он и выполняет ли простые инструкции (навык, которым ребенок должен овладеть примерно в 18 месяцев)?

Сниженная потребность в социальном контакте — один из наиболее характерных признаков расстройств аутистического спектра.

Нерассказанные или искаженные истории, услышанные от других детей или взрослых, случаются даже с детьми школьного возраста. Конфабуляции нежелательны, и стоит повысить осведомленность в этой области, особенно среди детей старшего возраста. Однако до тех пор, пока ребенок не становится известным обманщиком с целью получения выгоды или не рассказывает истории, наполненные агрессией по отношению к себе или другим, нет причин для особого беспокойства.

Одним из наиболее значимых симптомов аутизма является эхолалия — повторение слов, услышанных от других. Очень важно, что попугайство является частью нормального развития детей в возрасте от двух до трех лет. В этом случае эхолалия принимает прямую форму, т.е. ребенок повторяет слово или фразу, как только слышит его. Эхолалия должна вызывать беспокойство у детей старшего возраста, особенно если она имеет отсроченную форму, то есть когда ребенок повторяет фразы, услышанные несколько часов или даже несколько дней назад.

Играет одно и то же снова и снова и ненавидит перемены

Наличие любимых игр, которыми ребенок может баловаться днями напролет, является нормальной частью поведения даже у несколькихлетних детей. Однако необходимо отметить несколько аспектов:

Готов ли ребенок играть во что-то другое, когда ему предлагает взрослый или сверстник?

Это может быть не только симптомом аутизма, но и других трудностей у ребенка — поэтому стоит проконсультироваться с детским психологом.

Не ограничивает ли ребенок свои игры или интересы одной областью или предметом?

Это может свидетельствовать о так называемой жесткой модели интересов ребенка. Люди с расстройствами аутистического спектра часто проявляют почти навязчивый интерес к одному предмету, теме, сериалу и т.д. Это может быть любимая игрушка, а также, например, вид животных, тематическая область (например, автомобилестроение) или что-то необычное (например, ребенок хочет играть только с веревочками или проводами).

Не выполняет ли ребенок повторяющиеся последовательности движений во время игры?

Это двигательные стереотипы, то есть повторяющиеся движения (например, характерное движение руки или ноги), которые ребенок повторяет во время игры или других повседневных занятий. Бывает также, что дети с расстройствами аутистического спектра подвержены так называемой недостаточной стимуляции. Затем они пытаются обеспечить себе дополнительный сенсорный опыт, например, с помощью необычных движений глаз.

играет ли ребенок в жизненные сцены?

Элементом здорового развития ребенка является игра, в которой ребенок в той или иной степени имитирует повседневные сцены из жизни (например, кормление плюшевого мишки). Двухлетний

Диагноз расстройство аутистического спектра — это не приговор.Своевременное проведение психотерапии дает шанс на огромное улучшение функционирования и качества жизни как ребенка, так и семьи.

Кнопка «Наверх»