ЗдоровьеПсихология

Психологическая диагностика ребенка: когда она целесообразна и как проводится?

Когда с вашим ребенком происходит что-то тревожное, стоит направить свои шаги к опытному психологу. Однако иногда случается, что психолог не может распознать проблему ребенка на основе стандартных методов психологического обследования, используемых во время консультации. В такой ситуации показана профессиональная психологическая диагностика ребенка, на основании которой можно исключить или подтвердить ряд психологических трудностей у ребенка.  

Поиск помощи для вашего ребенка всегда лучше начинать с консультации детского психолога. Часто бывает, что родители на основании разговоров с друзьями или информации, найденной в Интернете, подозревают, что у их ребенка, например, аутизм. Тогда консультация психолога — это верный способ изначально определить, показан ли вообще диагноз расстройства аутистического спектра в случае нашего ребенка. Если специалист по детской психологии подтверждает, что есть основания подозревать, что ребенок борется с расстройствами аутистического спектра или другими расстройствами сложного характера, то рекомендуется провести комплексную психологическую и психиатрическую диагностику.  

Когда рекомендуется проводить психологическую диагностику ребенка? 

 

Когда ребенок вызывает поведенческие трудности, заметные как в школе/садике, так и дома, и не реагирует на напоминания и наказания;
  

 

Когда проблемы ребенка затрагивают несколько сфер жизни: то есть, например, приводят к конфликтам в семье, а также способствуют плохим отношениям ребенка со сверстниками и проблемам в учебе.  

Пошаговая психологическая диагностика ребенка  

Правильное название процесса диагностики психического здоровья ребенка — именно психолого-психиатрическая диагностика. Это связано с тем, что в диагностике должны участвовать как детский психолог-диагност, так и детский психиатр, что позволяет с уверенностью исключить или подтвердить любые психические проблемы у ребенка. Затем специалисты вместе ставят диагноз, основываясь на своих наблюдениях, психологическом обследовании ребенка, медицинском осмотре и стандартных психологических тестах для детей и их результатах. После формулировки диагноза ребенку выдается заключительное психолого-психиатрическое заключение: диагноз медицинского характера, который необходим, в том числе, при последующих попытках присвоить ребенку степень инвалидности, индивидуальный курс обучения или право на индивидуальное обучение.  

Первая встреча происходит исключительно с родителями и служит для сбора интервью.  

 Во время третьей встречи в схеме общей диагностики психолог проводит углубленную психологическую диагностику ребенка с использованием профессиональных психологических тестов.  

Четвертая встреча — это консультация с психиатром-диагностом, который проводит короткое интервью с родителями, а затем проводит психиатрическое обследование на основе игры или беседы с пациентом. Он обсуждает свои наблюдения с диагностическим психологом, на основании чего диагностическая команда формулирует окончательное решение.  

Заключительная встреча снова проводится исключительно с родителями и служит для сообщения диагноза и его обсуждения.  

Какие расстройства может выявить психологическая диагностика ребенка?  

Диагностические модели, описанные выше, позволяют проверить, есть ли у ребенка симптомы, среди прочих: 

Детская депрессия;
 

Тревожные расстройства, включая школьную фобию;
 

Расстройства поведения и так называемое оппозиционное и бунтарское поведение;
 

Расстройства аутистического спектра, включая синдром Аспергера;
 

Нарушения интеллектуального развития и когнитивного функционирования.  

 

Кнопка «Наверх»