ЗдоровьеПсихология

Отношения уже усваиваются младенцем. Как раннее детство обуславливает наши отношения во взрослой жизни?

Способность взаимодействовать с другими людьми мы приобретаем с первых дней жизни. Уже тогда ребенок учится доверию, эмпатии, чувству безопасности, уверенности в себе или ее отсутствию, покладистости или склонности вступать в конфликты, открытости в отношениях или эмоциональной недоступности. То, как ребенок развивает компетенции, необходимые для взаимодействия с другими людьми, в свою очередь, влияет на формирование отношений на протяжении всей жизни. 

В психологии выделяют три основных (современные психологи выделяют и четвертый) стиля привязанности у детей, относящихся к их отношениям с опекуном. Безопасный стиль (характерен для двух третей детей) формируется в отношениях, полных доверия, нежности и эмпатии. Ребенок чувствует, что в случае опасности рядом с ним есть человек, который в ответ защитит его. Тревожно-амбивалентный стиль, с другой стороны, это когда ребенок не уверен в себе, не чувствует себя в достаточной безопасности, боится разлуки с воспитателем и может даже гневно реагировать на его появление. В случае избегающего стиля ребенок, зная, что он не получает поддержки со стороны воспитателя, принимает избегающее отношение или становится безразличным к близости из-за страха быть обиженным и отвергнутым. В настоящее время выделяют также дезорганизованный стиль — возникающий, когда воспитатель применяет физическое или психологическое насилие по отношению к ребенку. Здесь воспитатель попеременно демонстрирует беспомощность и враждебность по отношению к ребенку, постоянно причиняя ему вред.

Читайте также:  Зачем использовать сульфат магния? Узнайте, как он действует на цвет лица и многое другое!

Как показали многочисленные исследования, для 70 процентов из нас стиль привязанности в детстве (в возрасте около 12 месяцев) отражает то, как мы устанавливаем отношения во взрослой жизни (повторное исследование проводилось на людях в возрасте 21 года), включая, прежде всего, наши отношения с партнером. Однако наша стабильность в этом отношении может быть поколеблена крупными жизненными событиями в подростковом возрасте, такими как пережитое насилие или смерть родителя или опекуна. У тех, кто пережил травму в период между детством и взрослой жизнью, стиль привязанности часто меняется — стабильность в этом отношении отмечена здесь только у 44 процентов респондентов. Поэтому влияние детского опыта на навыки межличностного общения во взрослой жизни неоспоримо — считается, что опыт младенчества является фундаментом, на котором мы строим свои взгляды и убеждения. Однако существует ряд методов, с помощью которых можно научиться желаемой модели формирования отношений и повлиять на изменение своих привычек в этом отношении.

К правильным стилям привязанности, оказывающим положительное влияние на развитие ребенка, относится только безопасный стиль. Это означает, что как минимум у трети из нас есть детский опыт, который может негативно повлиять на отношения, которые мы формируем во взрослой жизни. Мы сами не всегда осознаем влияние событий детства на нас в здесь и сейчас, тем более что некоторые из них относятся к тому времени, которое мы не помним на сознательном уровне. Психотерапия может помочь определить, с какими проблемами мы сталкиваемся в настоящее время (в плане вступления в отношения с другими людьми) и что может быть причиной этого. Нахождение причины наших проблем, в свою очередь, позволит нам осознанно работать над собой. Важно отметить, что даже если у нас преобладает один из вышеупомянутых стилей привязанности, приобретенных в детстве, во взрослой жизни мы склонны использовать различные модели при формировании отношений, переплетая стили, о которых мы также знаем из наблюдений. Поэтому терапия будет состоять, помимо прочего, в тренировке гибкости в этой области и сознательном принятии решения о том, какую модель поведения мы хотим использовать при формировании последующих отношений.

Читайте также:  Авиафобия - боязнь летать

Кнопка «Наверх»