ЗдоровьеПсихология

Как получается, что мы учимся на своих ошибках?

Как получается, что мы учимся на своих ошибках?

Никого не нужно убеждать в истинности поговорки о том, что мы учимся на своих ошибках. Оказалось, что аргументы в пользу этого дает и активность мозга. Биология снабдила нас очень хитрым механизмом. Оказалось, что мозг включает механизмы, которые доставляют нам огромное удовольствие и удовлетворение, когда мы сталкиваемся с ситуацией, в которой ранее совершили ошибку, и теперь у нас есть шанс сознательно исправить свою реакцию и НЕ совершить эту ошибку во второй раз.

Чтобы прояснить смысл этого открытия, необходимо провести различие между двумя способами обучения, которые мозг использует в своей повседневной работе:

Обучение по негативной ассоциации, когда плохое поведение наказывается;
мозг формирует негативную ассоциацию с событием, и человек будет последовательно избегать его.

Обучение с положительным подкреплением, когда мозг подкрепляет действия человека и вознаграждает его за их выполнение.

Исследователи из Калифорнийского университета специально разработали исследование функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), которое показывает текущую активность мозга во время деятельности человека. Процедура включала оба вышеупомянутых типа обучения и, кроме того, в качестве основной цели, серию заданий, в которых испытуемые могли продемонстрировать, смогли ли они извлечь уроки из заданий, которые они выполнили неправильно после прохождения всего предшествующего обучения.

Читайте также:  Почему так много молодых людей так несчастны?

Сканер мозга четко показал, что у людей, которые действительно учились на своих ошибках и правильно решали задачи, которые раньше им не удавались, активность нервной системы была иной. Сравнение условий тестирования — обучение с отрицательным подкреплением, обучение с положительным подкреплением и обучение на ошибках, показало следующее. Если дать мозгу шанс проявить свою пластичность, дав ему время проанализировать ситуацию и найти причинно-следственные связи, то окажется, что это обучение на ошибках рассматривается мозгом не как отрицательное подкрепление (ведь раз мы совершили ошибку и были наказаны, то лучше уйти от нее..), а как.. награда и положительное подкрепление! По сути, когда человек не совершает ту же ошибку во второй раз, мозг вознаграждает его, включая структуры, называемые системой вознаграждения. Совершенно другая активность наблюдается при использовании отрицательного подкрепления. Это можно суммировать, сказав, что для мозга обучение с неудачами на этом пути эквивалентно правильному выполнению задачи изначально.

Какие выводы мы можем сделать из этих отчетов? Очевидно, даже в человеческом мозге, сформированном тысячелетиями эволюции, есть место для обучения на ошибках.

Кнопка «Наверх»